Святитель АМФИЛОХИЙ ИКОНИЙСКИЙ. ОБОЛЬЩЕНИЕ ДЬЯВОЛА как образное описание СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

ОБОЛЬЩЕНИЕ ДЬЯВОЛА как образное описание СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

«Дьявол, как хищная рыба, набросился на плоть Христа, но незаметно «попался на крючок Божества».

 

Спасение человеческого рода Сыном Божиим непостижимо и таинственно. Для того чтобы объяснить, как совершилось спасение человека от власти дьявола, святитель Амфилохий использует особый образ – обольщение, или приманка. Обозначение смерти Христа как выкупа впервые встречается в творения святого Иринея Лионского: «Могущественное Слово и человек истинный, разумно испукая нас кровью Своей, Самого Себя дал в искупление за подвергшихся плену» (Св. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. С.446).

Ориген в толковании на Евангелие от Матфея говорил, что душа Христа была отдана на Богу, а дьяволу в искупление людей. Каппадокийцы были хорошо знакомы с творениями Оригена, но по-разному относились к теории выкупа. Так, например, Григорий Богослов в Слове на Пасху отвергает саму идею выкупа как недостойную и оскорбительную для Бога. В то же время святой Григорий Нисский, напротив говорит об обольщении дьявола и выкупе у него людей.

Святитель Амфилохий использовал теорию обольщения в полемических целях против ариан, которые приписывали боязнь Сыну Божию и для доказательства тварности его природы. Однако святитель Амфилохий не касается самого понятия выкупа людей у дьявола, а учит только об обольщении дьявола Христом. «Святитель Амфилохий представляет обольщение делом справедливости, воздающей равным, и делом мудрости, изыскивающей подходящие средства для достижения этой цели (Несмелов В. Догматическая система св. Григория нисского. С.62).

Теория обольщения содержится в Слове против еретиков на текст: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия. Святитель Амфилохий на протяжении всего повествования показывает, что страх и боязнь смертных мук, с одной стороны, были действительными переживаниями человеческой души Христа и доказывали реальность Его воплощения; с другой стороны, являлись своего рода приманкой для дьявола.

Добровольность страданий Христа, по мысли святителя Амфилохия, вытекает из самого факта восприятия Богом человеческой природы, поэтому безосновательно говорить, что Христос пытался избежать страданий. Если бы Христос не хотел даровать человеческому роду жизнь «через смерть», то не воспринял бы «страстную плоть» ((«страстную» - в смысле, подверженную страданиям, как

последствиям грехопадения Адама, а не в смысле греховных страстей (м.Варсанофий)). Христос «добровольно принимает смерть» и «добровольно на основании некоторого Домостроительства боится смерти», чтобы «обмануть смерть».

Христос, как истинный человек, реально испытал в душе страх перед смертью, а дьявол, приняв его за простого человека, обольстился жаждой новой и необычной добычи. Словами боязни Христос скрывал силу Своего Божества, чтобы дьявол не посчитал Его «иным Адамом», чтобы «не перестал охотиться за Ним», чтобы приблизился к Нему, как некогда в пустыне, чтобы не убоялся «пригвоздить к кресту и предать смерти». Боязливая речь – это приманка, с помощью которой Христос «поймал смерть в ловушку». Христос испытывает страх и желает избежать смерти для того, чтобы «побудить смерть к нападению», чтобы смерть «осмелела и преследовала» и, посчитав Христа одним из многих, «приблизилась и поглотила Его», потому что, если не поглотит Христа, не сможет извергнуть поглощенных.

Боязливая речь Христа есть своего рода хитрость, с помощью которой Господь «обманул дьявола». В отличие от дьявола, который произнес обманные речи, чтобы «погубить человека», Христос произносит боязливые речи, чтобы «спасти вселенную». Дьявол, желая погубить человека, «ввел смерть», но Христос посредством смерти «предоставил воскресение». Поскольку дьявол обманом лишил людей райского жилища, то Бог пришел на землю, чтобы уничтожить дерзость тирана и «освободить обманом от обмана». Дьявол хотя и злоумышлял против всех, но неожиданно стал «благодетелем вселенной». Он обманул себя, придумав «полезный миру обман» и «победу над собственной тиранией». Дьявол оказался повержен своим же оружием – смертью. Христос, благодаря Своей крестной смерти, источил из «горчайшей смерти сладкую жизнь».

Поражение от слабой и тленной плоти было еще необходимо и для того, чтобы дьявол оказался поверженным на силой Божества, а тем же самым человеческим естеством, которое он своей лестью увел от единства с Богом и подчинил себе. Христос посредством плоти обманывает дьявола, чтобы «дьявол оказался повержен тем, чем злоумышлял». Святитель Амфилохий отмечает, что победа над дьяволом была совершена не одним только Божеством, но и человечеством Христа. Быть побежденным Божеством – это принесло бы дьяволу больше славы, чем посрамления. Христос потому побеждает дьявола «слабостью плоти», чтобы дьявол не гордился, как «пораженный Божественной силой». Победа Христа помимо посрамления дьявола принесла также славу и честь всему человечеству. Христос победил дьявола «посредством боязливой и уничиженной и слабой плоти», чтобы «через образ человека воздать славу роду человеческому».

Святитель Амфилохий используя образ приманки, приводит аналогии из повседневной жизни. Он сравнивает Спасителя с рыбаком, который ловит хищных рыб. Крючок является образом Божества, а червь указывает на человеческую плоть Христа. Дьявол, как хищная рыба, набросился на плоть Христа, но незаметно «попался на крючок Божества». Другой пример – это образ закваски и угля. Под закваской святой отец подразумевает человеческое тело, а под углем – Божество. Христос употреблял уничижительные слова, чтобы дьявол, проглотив «закваску тела», нашел «уголь Божества, ужасно его опаливший». Божественную природу Христа символизирует также пастырь, который, как овцу, охраняет человеческую плоть. Поскольку дьявол постоянно охотился за Христом, то Господь преднамеренно сокрыл от него силу Божества, чтобы он обманулся и оказался пораженный «обоюдоострым мечом Духа».

Учение святителя Амфилохия о спасении человека является ответом православного сознания на те ереси, которые искажали значение и ценность совершенной Христом жертвы. Несмотря на использование святым отцом теории обольщения, учение о спасении человека раскрыто им в православном духе. Восприятие Христом безгрешной человеческой природы от Пресвятой Девы Марии, а также крестная смерть и Воскресение прославили человеческое естество бесстрастием и нетлением и даровали человеческому роду спасение от греха и смерти. Через приобщение к Христу каждый человек спасается усвоением благодатных даров спасения.

(«Святитель Амфилохий Иконийский. Жизнь, творения и богословское учение». Игумен Вассиан (Змеев). ПСТСО. т.4 стр.989-992).

Источник: https://vk.com/wall451801315_592

0

"Грядут большие перемены"