Протоиерей Всеволод Чаплин: И вновь «счастье»

И вновь «счастье»: http://www.patriarchia.ru/db/text/5273735.html . И это после того, как мы с вами разобрались: данное слово в русском языке (как и в большинстве европейских) укоренено в понятиях «случай», «удача». В русском ближайший «родственник» - слово «участь». Желающие могут почитать кое-что об этимологии этого слова здесь: https://slovar.cc/rus/dal/577504.html , здесь: https://verblan.livejournal.com/15213.html и здесь: https://phil.hse.ru/data/2013/01/28/1306127502/Mikhaylovskiy_17-04-2012.pdf

«Воцерковить» слово «счастье» не получится, в нем изначально заложен далекий от христианства смысл. И оно скорее продвигает в церковную среду советско-постсоветское секулярное сознание, чем «воцерковляется». Слово μακαρια, воспомянутое Владимиром Легойдой в контексте споров о «счастье», воцерковить было можно, потому что оно не несло в себе чуждых христианству смысловых нагрузок. И не случайно в по-настоящему продуманном русском церковном языке оно было переведено не как «счастье», а как «блаженство».

А дальше начинается еще одна глубочайшая проблема. «Мир душевный», о котором говорит Патриарх, - это вовсе не обязательно мир Христов. Он, увы, возможен и без действия Божией благодати. Более того, часто он миру Христову противоположен. Я вырос в секулярной среде, а потом посмотрел на жизнь многих нехристианских народов. «Мир душевный», житейское «счастье» были вполне возможны среди советских атеистов, возможны и сейчас, положим, среди атеистов китайских. Даже в трудностях, даже в смертный час.

Но с точки зрения христианина этот «мир душевный» - опаснейшее, смертоносное состояние. Бесовское наваждение. Ибо оно закрывает от человека Христа и спасение. Погружает в «настоящаго жития нощь». Любя человека, Господь этот душевный мир разрушает – войнами, тяжкими болезнями, другими чрезвычайными страданиями. Такими, к которым приготовиться нельзя, которые «сносят» все житейские смыслы до основания. И в этом – высшее проявление Божией любви к лелеющим иллюзию земного счастья. Христос дает Свой мир «не так, как мир дает» (Ин. 14, 27). Совсем иначе. Обычно через многие скорби и борения. Но и в том случае, когда человек от юности до старости пребывает со Христом, его состояние очень непохоже на «мир душевный» мира сего, на peace of mind. Как не похоже на него и состояние святых – практически никто из не пребывал в самоуспокоенности, а тем более в «гармонии с миром».

Источник: https://vk.com/wall352520495_67307

0

"Грядут большие перемены"